Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта.
Хорошо
Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Как государство и бизнес пытаются закрыть кадровую брешь в АПК

  • Редактор:
    Татьяна Снигирева
    руководитель отдела персонала Digifarm Software

Чтобы в агропромышленном комплексе появлялись новые работники, государство ежегодно тратит далеко не один миллиард. Однако нехватка персонала в АПК остается острой. Лишь небольшая доля тех, кто получил диплом сельскохозяйственного университета или академии, трудоустраивается по специальности. Власть и предприятия АПК наращивают усилия, чтобы убедить поколение Z приезжать в деревню — но жизнь за пределами крупных городов часто требует иных затрат и уступает в комфорте. В статье обсуждаем, что могут сделать бизнес и государство, чтобы устранить дефицит кадров в сельском хозяйстве.

Масштаб нехватки персонала в АПК

По оценке профильных чиновников, нехватка работников в агросекторе измеряется сотнями тысяч человек. Парадокс ситуации в том, что количество студентов, обучающихся по аграрным направлениям, выглядит внушительно, но отрасли требуются значительно более высокие показатели трудоустройства по профилю образования.

Какие направления выбирают абитуриенты

Задача привлечь абитуриентов освоена относительно успешно: «ФедералПресс» пишет, что в 2025 году число поступивших в аграрные вузы на 13% выросло по сравнению с предшествующим годом.

Самыми востребованными направлениями остаются биотехнология, агрономия, агроинженерия, агрохимия и агропочвоведение, ветеринария и сопутствующие направления, а также специализации, связанные с переработкой растительного сырья и землеустройством.

На ведущие аграрные университеты приходится значительная доля заявок — часть абитуриентов подают документы сразу в несколько учреждений, но столичные крупные вузы традиционно принимают на себя основной поток претендентов.


Присоединяйтесь к Telegram-каналу Digifarm Software — свежие новости животноводства, опыт автоматизации 700+ ферм и прямой контакт с профессионалами, которые знают, как сделать ферму эффективнее.

В группе Digifarm Software в ВКонтакте мы делимся опытом, решениями и настоящими историями с российских ферм. Подписывайтесь!

Сколько стоит подготовка одного специалиста, и что это дает отрасли

По расчетам ВШЭ, ежегодные расходы государства на содержание одного студента в российском вузе превышают 400 тысяч рублей. При таком уровне госфинансирования подготовка специалистов обходится стране ощутимо — десятки миллиардов рублей в год. С учетом того, что далеко не все выпускники остаются в сельской местности, возникает вопрос эффективности инвестиций и необходимости мер по удержанию кадров в реальном секторе.

Начинать подготовку кадров для АПК нужно еще в школе

Стратегия по воспроизводству кадрового резерва в агропромышленном комплексе все активнее переносится на школьную ступень. Запускаются программы по созданию специализированных агроклассов: их уже открыто 600, по данным на сентябрь 2025 года, которые приводит портал «Свое фермерство».

Планируется масштабное распространение агроклассов по стране с целью познакомить учеников с сельскохозяйственной практикой, вовлечь, заинтересовать.

Целевое обучение и роль работодателей

Предприятия АПК все активнее участвуют в формировании будущих кадров, подписывая договоры целевого обучения с абитуриентами. Такая схема предполагает, что работодатель поддерживает студента в период учебы, а выпускник обязуется отработать оговоренный срок на предприятии. С начала указанного периода государство компенсирует часть затрат работодателей на подготовку целевых студентов: для вузов, подведомственных профильным министерствам, компенсация достигает высокого уровня; для остальных — в меньшей степени.

Практика показывает, что работодатели, помимо оплаты обучения, предоставляют дополнительные стимулы — стипендии, компенсации на жилье и транспорт, а также практико-ориентированные стажировки.

В ряде агрохолдингов подобные меры дают результат: значительная часть целевых студентов остается в компании после завершения образования. Тем не менее общий охват целевого обучения пока остается невысоким по сравнению с числом всех бюджетных мест в системе аграрного высшего образования.

"Ранний хантинг" абитуриентов

Существуют механизмы, позволяющие абитуриентам самостоятельно найти работодателей, готовых взять на целевую учебу, через специальные порталы.

Одновременно крупные сельхозкомпании и холдинги не ждут, пока кто-то подаст заявление, а сами выстраивают работу с потенциальными соискателями в выпускных классах и колледжах: проводят профориентационные мероприятия, организуют практики, приглашают школьников и студентов на экскурсии и в свои учебные центры.

Такая ранняя работа дает двойной результат: она облегчает поиск молодых людей для целевого обучения и повышает вероятность того, что выпускник вернется на предприятие после получения диплома.

Спрос на специалистов и требования рынка

Рынок труда для агросектора демонстрирует оживление: спрос на профильные кадры растет опережающими темпами. Вакансии в отрасли появляются в большом объеме.
  • Особенно востребованы инженеры по обслуживанию техники, ветеринарные врачи, агрономы, а также специалисты узкой научной направленности: агробиотехнологи, фитопатологи, генетики и бактериологи.
  • Параллельно усиливается интерес к ИТ-специалистам, готовым решать цифровые задачи в агропроме — трансформация отрасли требует специалистов с навыками работы с данными и агротехнологиями.
Растущий спрос сопровождается и ростом предложений по оплате труда: средний уровень зарплат в АПК в 2025 году увеличился на 14,3% по сравнению с предыдущим годом. Однако этого хватает не всегда, чтобы компенсировать дополнительные издержки жизни в сельской местности.

Почему молодежь не спешит на село

Главная проблема удержания кадров — низкая привлекательность сельской среды для современного молодого поколения. Нередко для обеспечения жизненного уровня, сопоставимого со средним в крупных городах, семье на селе требуется заработок, часто превышающий среднероссийские показатели.

Доступ к услугам, досугу и инфраструктуре в селах обычно хуже: дорога до врача, ремонт жилья, покупка товаров — все это повышает затраты и создает неудобства. Пример:
  • В городе родители могут положить ребенка в коляску и пешком дойти с ним до поликлиники, а она располагается, как правило, неподалеку от дома.
  • Из деревни чаще всего надо ехать в медицинское учреждение, которое находится в райцентре. Приходится заказывать такси или покупать личный автомобиль. Если нет средств, то родители вынуждены пешком идти с ребенком до остановки и затем ехать в автобусе.
Приоритеты молодежи — высокая оплата, удобный режим труда, work-life balance. В агросекторе, как правило, надо с утра до вечера находиться на территории работодателя. Человек привязан к месту производства, что воспринимается молодыми как менее гибкий выбор, особенно если сравнивать со множеством других профессий, где можно трудиться из дома.

Поэтому многие, окончив агротехнологический вуз, нередко выбирают работу, где можно применять полученные компетенции в иной сфере — управление, продажи, финансы, ИТ. Ветеринарные врачи идут работать в клиники в областных, краевых и республиканских центрах.

Также отмечается рост числа студентов, которые стремятся к предпринимательской активности или фрилансу и не рассматривают классическую работу по найму как основной путь развития карьеры.

Как компании пытаются "перевести" молодежь в село

Работодатели реагируют на тенденции и меняют стратегию привлечения кадров. Компании вкладывают средства в развитие своего бренда работодателя, оплачивают стажировки, приглашают на практику. Некоторые холдинги внедряют долгосрочные образовательные программы, сотрудничают с вузами и колледжами.

Важную роль играют формальные и неформальные стимулы: стипендии, обеспечение жильем на время практики, возможность участия в научных проектах и карьерном сопровождении.

Почему важен комплексный подход к проблеме дефицита кадров в АПК

Очевидно, что для устойчивого улучшения ситуации нужна комплексная стратегия, включающая:
  • усиление профориентации в школе и развитие агроклассов;
  • расширение целевого обучения;
  • улучшение материальной базы вузов и внедрение практико-ориентированных программ;
  • повышение конкурентоспособности зарплат и социальных гарантий для работников на селе;
  • развитие инфраструктуры в сельских территориях и социальных программ, упрощающих переезд и адаптацию молодых семей;
  • создание специальных ипотечных и жилищных программ для работников АПК по аналогии с практиками в других отраслях.
Одним из сильнейших стимулов для переезда молодых специалистов могли бы стать доступная ипотека и программы поддержки семейных сельских работников, позволяющие получать стабильный доход и жить в нормальных условиях.

Инвестиции в образование, программы профориентации и активная роль бизнеса в подготовке кадров приводят к положительным результатам, однако основная проблема — удержание специалистов в реальном секторе — остается нерешенной. Чтобы изменить ситуацию надежно, необходима всесторонняя работа над качеством жизни в селах, улучшением карьерных перспектив и зарплат в АПК для поколения, которое ориентировано на гибкость и высокий доход.

Похожие статьи

Вам понравилась статья или остались вопросы? 

Напишите об этом в комментариях: